Кафедра обработки металлов давлением,
специализация 'Кузнечно-штамповочное производство', ГВУЗ 'Приазовский государственный технический университет'

Индоиранские «кави» и мифология кузнеца




   В древнейших индийских и иранских источниках часто встречается титул «кави», значение которого не всегда можно четко определить. Большинство исследователей полагает, что он обозначает религиозного деятеля, сакральное лицо, обладающее большой магической силой.

На выполнение кави сакральных функций указывают данные лингвистики: ср. др.ир. kava -

«мудрый», шугн. kivd. «взывать», осет. kuvyn - «молиться», kuvd - «пиршество - моление с возлиянием опьяняющего напитка.

   Сведения о религиозной деятельности подобных лиц сохранила лексика и других индоевропейских народов. К этому пласту относятся такие армянские сакральные термины, как:k ’awel – «отпускать грехи, прощать»; арм. диалект.-«исцелять», k ’awic  «избавитель,  спаситель».

   Еще больше свидетельств религиозного характера кави дает малоазийский ареал, языки которого, сохранившиеся чаще всего только в источниках, содержат много архаизмов греко-армяно-арийской лингвистической общности. Это, прежде всего, хетто-лув.Magava -«жрец богини-матери Ма»;лид.kaves -. «жрец»; лув. иероглиф. kawai -«алтарь». Сюда же относится др. греч. Λαοκόων-«жрец-прорицатель народа», имя которого есть, по мнению Л.А. Гиндина, калька местного туземного термина.

   Сюда же можно отнести этеокипрское ka-wa-li-ja в сочетании типа ka-wa-li-ja бога., хет. kawija (cawala), миз. Kaviaos, а также ст - фриг. kavar - «священное место» (kavarmoyo -

«алтарь», ЛИ. kavara).

   Греческий язык также дает целый ряд слов идентичной формы и одного семантического ряда, что вообще характерно для языкового мышления на мифологическом уровне: гр. xoew - «замечать, слышать». Др. гр. xons- xoins -«жрец мистерий в честь Кабиров» (xoins- kovias) . Сюда относятся и сами Кабиры-Кабили-боги фракийского илипеласгического происхождения.

   Сакральная терминология, связанная с кави, сохранилась и в славянских языках: др. слав.

cudo -«чудо», здесь же «кудесник»; словац.-kuzlo -«чародейское искусство, чары»; верх. луж

kuzlo, kuzlar -«колдун

   Данные филологии подтверждают гипотезу о том, что индоиранский термин кави применялся, прежде всего, к сакральным специалистам: певцам, сказителям, жрецам, шаманам и провидцам и должен был пониматься как обозначение практики, в истоках своих ритуальной.

   В индоевропейских языках выделяются группы слов со сходным звуковым составом kou/ kau, используемые внутри одного текста и принадлежащие сакральной лексике.

   Для воссоздания текста, в рамках которого они использовались, и для реконструкции ритуальной практики, которая ему соответствовала, важное значение имеют факты употребления слов на kou/ kau В СВЯЗИ С КУЗНЕЦАМИ, отмечаемые у ряда индоевропейских народов. Так, греческие Кабиры, согласно некоторым античным данным, были детьми бога огня и кузнечного дела Гефеста.

   Славянские языки имеют целую группу слов, объединяющих ритуальную деятельность с кузнеческой: рус. «ковать», «коваль», «кузло»; чеш. kouzlo -«колдовская сила» и т.д.

Нередко, одни и те же слова употреблялись по отношению и к той, и к другой сферам деятельности.

   Ассоциация выковывания (ковки) какого-либо предмета (в частности магического) с магией не случайна, так как «на некотором этапе, более близком к начальному... позднейшие ремесла входили в иную систему, связывающуюся, прежде всего, с сакральными представлениями, и были соотнесены с общей космологической схемой».

   Ремесло кузнеца многими народами считалось священным, а к кузнецу относились как к человеку, обладающему сверхъестественными способностями, связанному с богами.

 «Для первобытных людей процесс изготовления железа должен был казаться таинственным, поэтому и плавка, и ковка естественно приобретали оккультный характер. Этот подход укрепляется тем фактом, что искусство металлургии часто практиковалось чужаками, которые хранили секреты своего ремесла только для своих».

   Страх перед таинственными способностями кузнеца объясняет его известную изолированность, подозрительное к нему отношение (русское «коварство»), приписывание общения с демонами. Положение кузнеца в обществе сходно с шаманами и колдунами.

   В Сибири кузнец «выковывал» будущего шамана, проводил с шаманами совместные обряды. Иногда функции шамана и кузнеца настолько пересекаются, что, как у бурятов и якутов, возникают особые роды шаманов-кузнецов. Кузнецы обладают особыми обрядами, инициациями, их деятельность носит наследственный характер, они часто формируют особую социальную группу.

   Можно вычленить следующие мифологические особенности кузнеца:

   - роль «хозяина огня», персонажа, вступающего с огненной стихией в особые отношения. Это проявляется в безвредности огня для кузнеца, в отличие от других, неинициированных лиц. Для того, чтобы доказать свою власть над огнем, кузнец (как и шаман) проходит огненные испытания: берет в руки расплавленный металл, лижет его языком, ходит по нему, ложится на угли или ест их, при этом употребляя опьяняющие напитки и входя в экстаз.

Согласно В. Блажеку многие имена богов-кузнецов образованы от слова «огонь»: Гефест, Вулкан и т.д.

   - Функция демиурга – творца космоса и всех ремесел, драконоборца, героя основного мифа.

   -связь с богами: кузнецы - посредники между богами и людьми, свою власть получают от бога-кузнеца или бога-огня, служителями которых они являются.

   - Объектами культового поклонения становятся и кузницы, как места проведения особых обрядов и общения кузнецов с богами обладание особой волшебной силой: они могут летать (герм. Велундр, греч. Дедал), становиться невидимыми. Они -специалисты  по сверхъестественным методикам, получения специфических, волшебных качеств. Свои творения они создают через божественное «виденье» и вдохновение свыше.

   Кузнечество воспринимается как величайшая степень человеческого искусства.  Кузнецы считаются мастерами в музыке и танцах, поэтами и певцами. В Европе кузнецы -поэты существовали еще в средние века, причем их поэзия носила сакральный характер. Греческие волшебные кузнецы Дактили приносят из Фригии первые песни и стихи

   Выковывание языка составляет одно из первых деяний богатворца в основном мифе

   - лечебная деятельность: кузнец проводит в кузне обряды целения, причем лечение имитирует процесс ковки. Такой вид лечения известен многим народам Средней Азии, Кавказа, Сибири, Казахстана.

   Святые Борис и Глеб в народной мифологии выступают и как кузнецы, и как целители.

 

А.В.Запорожченко

Новосибирский государственный педагогический университет



Обновлен 23 авг 2016. Создан 17 янв 2015



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником